Сказки, которые может рассказать мама Посмотреть все сказки
 

МОТТИ И ПАКЕТИК
Джанни Родари

Портрет синьора Корнелиуса

Мотти был умным вором. Инспектор Джеронимо всегда говорил это своему помощнику Де Доминичису:
- Де Доминичис, знаете, что я вам скажу?
- Да, да, слушаю, инспектор.
- Этот Мотти не похож на других воров. У него есть воображение, вот что его отличает. Он изобрел больше трюков, чем Гульельмо Маркони [знаменитый итальянский ученый и изобретатель]. Вот я и хотел бы знать, что он теперь задумал. Ведь уже больше года, как он не дает о себе знать - ни разу не попадался. А о Пакетике что-нибудь слышно?
- Нет, инспектор.
- Вот-вот. А ведь он всегда работает с Мотти. Это его тень.
- Интересно, почему Мотти, такой умный, связывается с этим Пакетиком, таким глупым?
- Чтобы голова отдыхала. Гению всегда нужен более или менее глупый помощник, чтобы он мог передохнуть, пока тот говорит или слушает. Ведь невозможно все время думать только о чересчур умных вещах.
В это время на другом конце города Мотти показывал Пакетику свое новое изобретение. Разница в характерах и способностях отражалась в их именах.
Мотти - это настоящее имя, а Пакетик - всего лишь прозвище. Воришка получил его однажды, когда, ограбив ювелирный магазин, вместо того чтобы сунуть добычу в карман и поскорее смыться, принялся упаковывать часы, кольца и драгоценные камни в пакетик и перевязывать его шелковой ленточкой. Так что полиция смогла сразу же без труда задержать его. - Не пройдет и двух месяцев, как благодаря этой штуке мы станем богачами, - сказал Мотти, показывая какой-то аппарат.
- Но это, конечно, не фотоаппарат? - спросил Пакетик.
- А что же, по-твоему?
- Очень похоже, но я бы все-таки не стал утверждать, чтобы не ошибиться.
- Можешь утверждать, Пакетик, без всякого опасения. Это действительно фотоаппарат. И сейчас ты увидишь, как он работает. Встань вон там и подумай о чем-нибудь.
Пакетик послушно встал в позу и постарался подумать о чем-нибудь умном.
К сожалению, на ум ему пришла только колбаса, которую он видел однажды в одном колбасном магазине и которая поразила его своей длиной.
Мотти щелкнул затвором, удалился ненадолго в темную комнату, вернулся со снимком и принялся изучать его с помощью лупы.
- Наверное, я плохо вышел, - сказал Пакетик. - Интересно, почему у меня на снимках всегда такой глупый вид?
- Колбаса зато вышла очень хорошо, - сказал Мотти.
- Что? Мотти, не уверяй меня, что с помощью этой машины ты можешь фотографировать мысли!
- И все же дело обстоит именно так. Посмотри сам.
Пакетик взял лупу, присмотрелся и увидел колбасу. В его голове она тоже была такой длинной, что занимала весь мозг от уха до уха.
- Ты просто молодец, Мотти! Тебе хорошо заплатят, если ты запатентуешь эту штуку.
- Очнись, Пакетик! Есть другой способ заработать деньги, и побыстрее.
Система Мотти оказалась исключительно простой и продуктивной, как, впрочем, и все другие его изобретения. Дня через два в городе начались прямо-таки фантастические кражи. Один богатый человек, который никогда никому не доверял секрет своего сейфа, обнаружил, что тот пуст. И инспектор Джеронимо не нашел ни малейших следов взлома. А по ночам банки, казалось, сами открывались, чтобы пропустить воров. Один старый скупец, который прятал свои деньги на балконе в горшке с геранью и никогда ни одной душе не говорил об этом, чуть не сошел с ума от огорчения, когда горшок исчез.
- Это работа Мотти, - сказал инспектор Джеронимо, когда зафиксировали уже двадцатую кражу. - Пойдем-ка навестим его.
Пошли он и Де Доминичис. И обнаружили, что Мотти и Пакетик занялись честнейшим делом. Они стали фотографами. Пакетик снимал клиентов в ателье. Мотти ходил по городу и снимал на улицах.
- Новый год - новая жизнь! - улыбнулся Пакетик, с поклоном встречая гостей.
- Новый год? Но ведь у нас сейчас август!
- Никогда не поздно начать честную жизнь, - возразил Мотти, появляясь из темной комнаты с пленкой в руках.
Когда полицейские ушли, Мотти подмигнул Пакетику и показал ему свою новую жертву. Он незаметно снял синьора Корнелиуса, самого богатого человека в городе, и в его мыслях можно было легко, как в книге, прочитать, что тот собирается на следующий день уехать в Париж и взять с собой в черной кожаной сумке сто миллионов. Когда он уезжал, Мотти и Пакетик тоже были на вокзале, и сумка исчезла.
Сто миллионов это не сто орешков. Мотти и Пакетик разделили их по-братски, закрыли фотоателье и удалились от дел.
- Эти двое обвели меня, - проворчал инспектор Джеронимо, узнав об этом. - Нужны, однако, доказательства. Мотти так хитер, что, если мы арестуем его без улик, он может высмеять нас на суде. Давай сначала заглянем к Пакетику.
Пошли он и Де Доминичис. Пакетик жил в скромном домике на окраине города. Он принял их в огороде, в домашней одежде, потому что окучивал клубнику.
- Мое почтение, инспектор, - радостно улыбнулся он, - приветствую вас, бригадир Де Доминичис. Не хотите ли пройти в дом?
А там инспектор Джеронимо увидел над комодом фотографию, вставленную в красивую серебряную рамку.
- Это мой дядя Густав, - объяснил Пакетик. - Очень хороший человек!
Оставил мне небольшое наследство, поэтому я и бросил дело.
- Твой дядя Густав почему-то как две капли воды похож на синьора Корнелиуса, - заметил инспектор.
- Ну что вы! Они даже незнакомы. Корнелиус... Надо же! Ах, будь у меня его миллионы...
- Кто знает, - заметил инспектор Джеронимо. - Может статься, они именно у тебя.
Он снял портрет со стены и просто так, по привычке, словно его интересуют отпечатки пальцев, принялся рассматривать его с помощью лупы, с которой никогда не расставался. Ну и, разумеется, поскольку зрение у него было хорошее, он увидел то, что нужно было. Он увидел в голове синьора Корнелиуса мысль о черной сумке со ста миллионами и даже время отхода поезда.
- Вот, значит, что изобрел Мотти! - воскликнул он не без восхищения.
Пакетик побледнел и проклял про себя тот день, когда решил выразить признательность синьору Корнелиусу, повесив на стене его портрет - тот самый фотопортрет, который Мотти так советовал сжечь.
Мотти и Пакетик оказались в одной камере, что, впрочем, вполне справедливо. Пакетик поначалу со страхом ожидал упреков от своего руководителя. Но Мотти был истинным джентльменом - он никогда не опускался до грубых слов.
- Идея Мотти была гениальна, - комментировал позднее инспектор. - Ведь в самом деле большинство людей только и думает, что о своих деньгах, хотя можно думать о стольких других прекрасных вещах, Не так ли, Де Доминичис?
- Совершенно с вами согласен, инспектор.


 

 


Мы всегда рады добрым гостям